Алишер Аликулов

Алишер Аликулов. Цветы. см. техника, 33х52.jpg
Алишер Аликулов. Цветы. Нарцисс. см. техника, 31х48.jpg
Алишер Аликулов. Финиш. х.м.34х40.jpg
Алишер Аликулов. Весна. х.м. 33х49.jpg
Алишер Аликулов. Невеста из Бухары. 2012. х.м., 89х63
Алишер Аликулов. Охота. х.м., 75х100
Алишер Аликулов. Улак. 2012, х.м., 65х89
Алишер Аликулов. Музыканты, 2012, х.м., 60х80
Алишер Аликулов. "Женщина и ребенок из Бухары". 2012, х.м., 80х60
Алишер Аликулов. Слушая Муножат. 2011, х.м.,61х81
Алишер Аликулов. "Смена эпох",, 2012, х.м, 72х105
Алишер Аликулов. Сардоба. 2011, х.м., 70х110

 

Алишер Аликулов вошел в мир изобразительного искусства в 90-е годы прошлого века. В это же время определился стержень его творчества - исторический и батальный жанры. Важным импульсом для деятельности молодого мастера стало обретение Узбекистаном независимости; именно национальная история, традиции богатой духовной и материальной культуры играют важную роль в его творчестве.

Выпускник (1995 г.) отделения монументальной живописи Национального института художеств и дизайна им. К.Бехзода, художник получил признание за очень короткий промежуток времени. Алишер отдает предпочтение многофигурным композициям, реалистическому методу отображения действительности. Отличительной чертой его почерка является точность деталей, внимание к сюжетам, достоверная передача исторических событий. А.Аликулов - участник многих республиканских и зарубежных художественных выставок. В 1996 г. за серию исторических произведений, посвященных эпохе Амира Темура и Темуридов, он был награжден медалью "Шухрат", а в 2001 г. удостоен Золотой медали Академии художеств Узбекистана.

В монументальных росписях "Шохона ов" ("Королевская охота") (1995), "Спортивные игры Древней Бактрии" (1996), "Великие мыслители", "Народное восстание и движение джадидов" (2000), "Амир Темур во всемирной истории" (2001), выполненных в жанре миниатюры, он воспел богатые культурные и исторические ценности нашего народа.

Работа "Королевская охота" стала дебютной в творчестве молодого художника. А.Аликулов, придерживаясь советов своего учителя Б.Джалалова, совместно с группой своих коллег - А.Агаханяном, Б.Олимхоновым, Ш.Бахриддиновым, М.Азлар-ходжаевым - стремился найти новые подходы в решении многофигурных панно. Изображая сцену охоты, он большое внимание уделяет максимальной передаче динамики сюжета, экспрессивной выразительности происходящих событий. Профессионализм художника проявился в выразительной пластике фигур, в колористической гармонии всей композиции. Приковывает внимание зрителя и способ художественного изложения - условность, яркая цветовая палитра красок навевают прямые ассоциации с произведениями миниатюрной живописи.

Монументальная роспись "Спортивные игры Древней Бактрии", находящаяся в музее олимпийских побед, - доказательство тому, что художник находится в постоянном поиске. Спорт - вестник мира. Сближение народов и наций, вековые традиции и духовные ценности определяют содержание этого произведения. В величественном панно с помощью изображения персонажей стрельцов, борцов, всадников переданы страницы истории и культуры Бактрии. Каждая деталь композиции доведена до максимальной реалистичности. О серьезных стилистических исканиях автора свидетельствуют костюмы персонажей, различные орнаментальные решения, выполненные в стилистике той или иной эпохи.

Изобразительный язык настенной росписи "Сказки народов мира" (1996) в интерьере здания Театра юного зрителя лаконичен, выполнен с использованием насыщенных цветов. В ней герои сказок различных народов раскрыты в соответствии с возрастом детей. Сюжет росписи максимально насыщен, его дополняют пейзажные виды. Художник рационально использовал некоторые архитектурные части интерьера, обыгрывая, к примеру, в композиции входные двери.

Роспись "Подводный мир" (1997 - 1998 гг.)", выполненная в Ташкентском зоопарке, рассказывает о подводном царстве. Сюжеты картины обогащены сказочно-аллегорическими образами, при этом достигается органичное сочетание композиции, цвета и стиля. В настенной росписи "Великие предки" в обобщенных образах представлено богатое духовное достояние и величие наследства нашего народа. "Имам Бухарий, Имам Термизий, Ходжа Бахоуддин Накшбанд, Ходжа Ахмад Яссавий, Аль-Хорезмий, Беруний, Авиценна, Амир Темур, Мирзо Улугбек, Захириддин Бабур и другие великие наши предки внесли огромную лепту в развитие национальной культуры и стали гордостью народа. Их имена, их вклад в развитие мировой цивилизации сегодня известны всему миру" (1, с.23). В основе композиции использован мотив Великого шелкового пути. Включение памятников архитектуры древнего Самарканда и Бухары придает коллажному произведению ощущение законченности.

Одна из картин, созданных для Государственного музея истории Узбекистана, была названа "Народное восстание и движение джадидов". В ее основе - страницы драматической истории Узбекистана начала XX в. В целом картина смотрится как единый экспозиционный раздел в интерьере музея. Настенная роспись "Амир Темур в мировой истории" (2001) украшает зал Амира Темура в этом же музее. В центре картины - Амир Темур на коне. Произведение отличается четким художественным решением и богатым колоритом, интересным сюжетом. Облик Темура и исторические события, связанные с его эпохой, впечатляюще отображены в гармонии холодных и теплых цветов, с помощью легких графических штрихов.

А.Аликулов во всех своих монументальных и прикладных произведениях стремится передать внутренний мир и сложное психологическое состояние изображаемых персонажей. Такие картины, как "Победа Амира Темура над Тухта-мышсм" (1996), "Бой за знамя" (1996), "Штурм крепости" (1999), привлекают внимание именно этими качествами. Вместе с тем художник стремится максимально достоверно передать характер происходившего события. В настенных росписях "За Родину" (1999 - 2000), "Прорыв" (бой Ж.Мангуберди с Чингизханом) (2001) художник очень реалистично и детально показывает поле боя - дым, пыль, ураганы и унылую природу. Глубоко чувствуя исторические события, он стремится вложить в образы героев самоотверженность, патриотизм, наделяя их индивидуальными, портретными чертами. Так, использование холодных и теплых топов в портрете "Мухаммад Султон" (1998) позволило ярко раскрыть внутренний мир этого героя. Как и в других картинах, художник умело использовал здесь этнографические мотивы и элементы традиционного быта. А в картинах "Рынок Самарканда" (1996), "Музыканты" (1997) и "Беседа" (1997) повседневный быт передан путем передачи характерных особенностей восточного колорита.

По утверждению художника, искусство - это самопожертвование, которое должно быть направлено на благие дела. Мастер стремится в своем творчестве понять сущность искусства миниатюры и плодотворно использовать его при освещении исторических событий, сохраняя стиль и методы классических школ, продолжая народные традиции. Творчество Алишера Аликулова - яркий пример того, что в монументальной и прикладной живописи сегодня происходят большие и сложные процессы.

Автор: Сайда Илхомова

© 2018 Галерея «Bonum Factum».  

Ташкент, Узбекистан,ул. Садык Азимова-20,тупик-3

e-mail: vkartfact@gmail.com

+871-232-03-60

71++

  • Facebook Clean
  • Twitter Clean
  • YouTube B & W